Будущее вашей работы в VUCA-мире — прогноз для профи и для тех, кто выбирает университет или, первое место работы.

25a92648e77393e11aa524881377f3

 

Предоставляя индивидуальные консультации по развитию карьеры и решению бизнес-задач , реализуя проекты по оценке персонала для компаний, что я вижу каждый день? Поток интересных вакансий и недоумевающую массу опытных кандидатов, которых не приглашают на собеседование на эти самые вакансии или даже не просматривают резюме.

В то же время, в открытых источниках блуждает красивая информации о том, какие профессии будут востребованы в будущем. В основном, речь идет о кибернетической замене человеческого труда. Романтика, звездолеты бороздят просторы… Но давайте смотреть на ситуацию реалистично — в этом мире нам с вами и нашим детям работы хватит.
Важно то, что сейчас мы живем в так называемом VUCA-мире (VUCA — volatile, uncertain, complex, ambiguous) — в мире бешеных скоростей, мире непредсказуемом, сложном и неоднозначном. И прямо на наших глазах происходит стремительная (!) трансформация, развитие и даже зарождение профессий. Все уже не так, как было 3-5 лет назад.

Итак, что мы имеем сейчас на рынке труда и почему?
1) Массовые специальности.
Рынок труда переполнен огромным количеством специалистов таких областей как менеджмент, маркетинг, экономика, юриспруденция, финансы… — так называемые “белые воротнички”. А все потому, что подобные специальности были в тренде 20-15 лет назад, под них открывалась масса коммерческих ВУЗов и родители отправляли своих чад “за престижем”.
Эта ситуация напоминает мне картину улочек в Одессе 2013 года, где в каждом дворе, доме и в каждом подъезде на 1м этаже — вывеска “Нотариальная контора”…
Самое обидное то, что такие специалисты могут являться отличными профессионалами с успешным опытом работы и иметь достойный багаж масштабных проектов в ведущих компаниях.
Но рынок переполнен и хороших предложений мало даже для профи высокого класса.
2) Оптимизация.
Кроме того, гарантированный когда-то карьерный рост и вертикальные перемещения на несколько руководящих уровней вверх ушли в прошлое. Под влиянием экономических причин, все компании оптимизируют свою структуру. Оптимизация — страшное слово для персонала, так как влечет за собой сокращения. И обнадеживающее для владельцев бизнеса, так как решает многие проблемы и предупреждает появление новых. Лишних / дублирующих людей в компаниях больше нет.
К чему все это ведет? 30 “звезд” на вакансию, среди которых работодатель так и не находит достойного — сильнейшая конкуренция среди кандидатов и одновременно небывалый дефицит кадров. Такой парадокс.
Среди клиентов, которые впервые приходят ко мне на консультацию или коуч-сессию, прослеживается грустная тенденция: профессионалы выбирают оптимальное из худшего — не ту компанию, не ту позицию, не те условия, какие хотелось бы и моглось; а работодатели месяцами отсматривают поток кандидатов, которые недостаточно компетентны, чтобы решить задачи, стоящие перед бизнесом — компании так же вынуждены выбирать лучшее из худшего.

“Звезда” + 100% (“прокачка скилов” для профессионалов)
Мы отстали от времени, Господа!
В нашем VUCA-мире зарождается новая эпоха и оценивать кандидата с точки зрения его опыта и IQ компаниям уже не достаточно.
Трансформация, перемены, все течет, все меняется невероятными темпами! Уж точно никак не получится выигрывать, стоя на месте и почивая на лаврах тех успехов, что у вас за спиной. Чтобы занять позицию аналогичную вашей в такой же компании, необходимо бежать впереди поезда и иметь то, что у вас сейчас + еще 100%. Причем, эти дополнительные 100% — это и есть то самое ваше конкурентное преимущество из-за которого вас выберут среди 30и “звезд”.
Практика показывает, что сейчас, при прочих равных (опыт) компании выбирают будущих сотрудников, делая акцент на:
1) Личные качества: целеустремленность, честность, амбициозность и проч.
2) Потенциал (адаптивность и способность быть эффективным в новых для себя условиях и ролях),
3) Компетенции (установки, модели поведения, позволяющие успешно действовать на основе опыта при решении профессиональных задач и достижении бизнес-целей. Другим словом это то, как вы принимаете решения и ведете себя в тех или иных рабочих ситуациях) .

Можно ли развить личные качества, раскрыть потенциал и “прокачать”компетенции? Конечно да! Существует масса тренингов для развития, коуч-методик и даже практик для самостоятельной работы над собой. Именно поэтому, прежде чем направлять отклик на вакансию, мы с моим клиентом выясняем потребности рынка или конкретной компании, оцениваем, что из этого у него уже есть и чем это необходимо дополнить. Как это выяснить? Формула такова: внимательное изучение и анализ требований вакансии + отрытой информации о компании + сбор рекомендаций (внутренняя информация компании). На этой основе строится программа / план карьерного развития.
Все сначала (переквалификация)
Есть ситуации, когда рынку вообще больше не нужна ваша профессия. Тогда заходит речь о переквалификации. С чего стоит начать в этом случае? Здесь работа над собой глубже и масштабнее. Начинаем с исследования того, кем вы можете и хотели бы быть. Соотносим этого с требованиями внешней среды (требованиями рынка) и далее — по списку, а точнее по выстроенному плану развития карьеры. Многие возвращаются к азам — когда-то полученному техническому образованию, которое не было востребовано тогда, а сейчас необходимо рынку больше , чем любое другое. А остальным, оказывается, нужно лишь добавить дополнительную специализацию к своей профессии и получается уникальный специалист.

Свободный полет (собственный бизнес).
Бывает и так, что вы, являясь профессионалом в определенной области, подошли к черте. Черта эта — граница вашего терпения. Терпения заниматься не тем, о чем вы мечтали и хотели. Это про нелюбимую работу.
Нелюбимую работу можно работать не долго. Иначе выгорание, психосоматические заболевания и прочие “бонусы”.
Работая со своими клиентами, я замечаю перемену, которая меня несомненно радует — люди “вырываются” в собственный бизнес. За последние 2 года 40% моих многочисленных знакомых организовали собственное дело. Это тенденция, это — здорово! Люди накопили достаточно опыта и знаний, проработали свои идеи для того, чтобы заниматься любимым делом. Это про то, когда тебе не нужно ходить на работу, если твое хобби и есть твоя работа. Такая история произошла и со мной.
Конечно, тут нужна определенная решимость. И настойчивость, так как окупается свой бизнес не всегда быстро. Но, поверьте, как только вы находите дело, соответствующее вашим истинным ценностям, приходят и клиенты, и деньги, и энергия.
Такой проект — организация собственного бизнеса — тоже начинается с исследования себя, своих ресурсов и возможностей. Параллельно анализируются потребности рынка.
Насколько открыт рынок для подобных старт-апов? Практика доказывает, что готов. У рынка есть потребности в продуктах и услугах, которые представляет частный бизнес. В чем секрет? Это волшебная формула: бизнесмен вкладывает душу в любимое дело — получается качественный продукт — потребитель заинтересован в таком продукте и в том, что учтены его потребности.
Мы с клиентами прорабатываем все эти бизнес-процессы на коуч-сессиях, так как задача клиента в этом случае — найти оптимально эффективное решение именно для своей ситуации, а не использовать устаревшие унифицированные шаблоны.

Новички (вчерашние школьники и выпускники ВУЗов).
Самая интересная и многообещающая ситуация складывается для тех, кто сейчас на пороге выбора ВУЗа.
Родители все больше обращают внимание на способности, таланты, склонности своего чада, на их развитие. И это очень правильно, так как именно опираясь на индивидуальность ребенка, вы помогаете ему найти ту самую дорогу к любимому делу всей жизни. Чем раньше ребенок получит вашу поддержку в этом, тем успешнее сложится его профессиональная жизнь.
Существует масса проф-ориентационных тестов. Но я их не уважаю, так как опять же, все они унифицированы. А нам важно раскрыть индивидуальность ребенка, проявить его интересы. В этом случае поможет беседа с психологом по профориентации или коуч-сессия. Вполне можно обойтись и без консультации у специалиста при условии, что вы действительно понимаете интересы своего ребенка, а он сделал выбор и открыто о нем говорит.
Выбирая ВУЗ, факультет, будущий профессионал определяет область своей профессии. А вот выбор 1й компании, где будет работать во время обучения или после ВУЗа выпускник — шаг еще более ответсвенный. Так как первая строчка в резюме решает очень многое в будущем. Как рекрутер со стажем более 12 лет, я призываю максимально точно выбирать компанию. Если вы предпочитаете строить карьеру классическим путем (работа в корпорации), пусть это будет одна из 20и ведущих компаний рынка. И пусть это будет стажировка, практика, пусть пока бесплатная или с минимальной зарплатой, но вы сразу получаете: 1-качественный опыт, 2-авторитетное имя компании в резюме. Как правило, такие практиканты продолжают свое развитие в этой компании, так как корпорации предпочитают удерживать специалистов, в обучение которых уже вложились и которые знакомы с основными процедурами компании. Даже если продолжить карьеру там не выйдет — для студентов / выпускников с таким опытом дверь к другим достойным работодателям всегда открыта.

Если делать какие-то подсказки для выбора направления, могу выделить несколько актуальных тенденций:
1) Сейчас наблюдается огромный дефицит технических специалистов. И это уже не те “технари”, которым светила работа только в промасленном цеху голыми руками. Это высокотехнологичные производства, отделы разработок и проектов.
2) Во время кризиса самый сильный удар нанесен так называемым “обслуживающим” отраслям: реклама, маркетинг, большинство консалтинговых бизнесов, в том числе рекрутмент, туризм, а так же продажи автомобилей, недвижимости.
3) Сейчас есть тенденция развития гос-сектора в абсолютно всех его направлениях, государству нужны молодые профессионалы и оно активно привлекает менеджеров из коммерческих отраслей. И не секрет, что все отрасли, в которых существуют гос-закупки, живут припеваючи.
4) Агропромышленная отрасль и транспорт так же получают оптимистичные прогнозы развития.
5) По-прежнему IT-сектор на высоте, но через несколько лет нас ждет переизбыток специалистов и огромная конкуренция на этом рынке так, как сейчас происходит с маркетологами и бухгалтерами. Поэтому, выбрав IT-специальность, вы должны быть готовы к постоянному повышению квалификации и приобретению актуальных знаний. Более того, при всем уважении к профессионалам IT-направления, бизнесы отмечают их оторванность от реалий рынка, зашоренность. Большинство плохо представляет как происходят продажи, например. В связи с этим, как раз IT-менеджерам экономическое образование и опыт работы на передовой, во фронт-офисе, помогли бы стать ценными экспертами.
6) Фармацевтика есть и остается одной из самых динамично развивающихся и “богатых” отраслей.
7) Так же, пересечерие областей остаются востребованными: диджитал-маркетинг, например. Вообще, практически ко всем отраслям сейчас активно “припакровывается” digital, IT, нано, инженерия. Поэтому, если к своей гуманитарной базе вы имеете возможность присоединить актуальное техническое обучение, вы рискуете стать уникальным и востребованным специалистом.
8) Профессии, связанные с международной коммуникацией так же остаются на плаву. Только к классическому образованию необходимо добавить еще 100% конкурентного преимущества. Например, не просто юрист, а юрист-международник, который хорошо знает культурную специфику стран, несколько языков.

 

Я убеждена — у нас всегда есть выбор. Причем, всегда существует возможность выбора из нескольких вариантов.

И здорово, если этот выбор мы делаем сердцем.

И эффективно, если мы поддерживаем этот выбор головой.

И не важно, в какой век мы живем, каковы экономические факторы и политическая ситуация — наш выбор всегда будет наилучшим для нас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code