Личный бренд VS Репутация

Что вы выбираете для развития своей карьеры и  своего продвижения как профессионала — личный бренд или репутацию? Предлагаю информацию для размышления.

Мы привыкли к тому, что нас окружают бренды — бренды-товары, бренды-компании, бренды-люди… Тренинги по формированию персонального бренда уже несколько лет на пике популярности. Личный бренд имеют все: звезды шоу-бизнеса, актеры, музыканты, политики, бизнес-тренеры, консультанты, топ-менеджеры и собственники… Насколько сейчас действительно необходим брендинг, если вы занимаетесь своей карьерой — думаете о смене работы, росте внутри компании или организации собственного дела? И, если посмотреть с другой стороны, так ли вам важен бренд компании или имя-бренд вашего руководителя? Или этого недостаточно?

И тут вдруг возникает еще одно понятие — репутация. Понятие старое, но забытое ли?

Недавно проведенный мной опрос «Репутация или Личный бренд» показал такой результат — 10 на 90. Как вы думаете, чему отдано предпочтение? Раскрою результаты позже, а пока предлагаю разобраться в том, что это за понятия — бренд и репутация, связаны ли они, что здесь «курица», а что «яйцо», или они противоречат друг другу и их используют для абсолютно разных целей.

брендрепутация

Итак, Бренд — (от англ. brand клеймо) — образ или представление о марке товара или услуги в сознании покупателя, выделяющий его в ряду конкурирующих марок. Обратите внимание на ключевые слова : образ, представление.

Репутация — (лат. reputatio, счет, счисление) — создавшееся общее мнение о качестве, достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо. Здесь речь идет о завершенности — «создавшееся».

Бренд — известный, мировой, мертвый, люксовый…

Репутация — незапятнанная, подмоченная, идеальная…

Давайте вспомним как происходит классическое рождение Бренда: есть продукт (товар, услуга, персона), проводится оценка места этого продукта на рынке, анализ конкурентов и исследование ассоциаций потребителей о продукте. На этой основе прописывается профиль целевой аудитории, характеристика бренда, придумывается название, создается обложка (упаковка). Все это еще десятки раз тестируется на потребителе, проводятся фокус-группы. Наконец, придумывается слоган, утверждается окончательный макет «упаковки», прописываются каналы и способы продвижения. Бренд — это то, что говорит о нем его создатель. Практически, мы можем сформулировать какое угодно сообщение о бренде и транслировать его. Рано или поздно потребитель начнет узнавать бренд, даже ни разу не попробовав его. И думая о бренде то, что он уже слышал о нем с экрана тв или со страниц соцсетей, покупать узнаваемое. Вспомните, как совсем недавно в Москве тысячи людей ломились на выступление Тони Роббинса, хотя толком и не были знакомы с его методиками. И вспомните, как много было разочаровавшихся. Но, несомненно, были и восторженные зрители.

Теперь Репутация. Если бренд — это то, что вы говорите о себе сами, то репутация — то, что говорят о вас другие. Говорят на основании того, что знакомы с вами, знают вас хорошо и не раз обращались к вам. Таким образом, Репутация — это результат. Результат, о котором рассказывают друг другу, дают рекомендации, этакое «сарафанное радио». Репутация — это когда обмениваются контактами своих проверенных врачей, стилистов, нянь, адвокатов и риелторов.

Итак, Бренд — образ, обложка, Репутация — результат.

Сложно ли создать личный бренд? Сперва придется провести ни один мозговой штурм, но, в принципе, достаточно легко и быстро. И этому учат на многочисленных тренингах. Со своими клиентами (чаще в этом нуждаются менеджеры высшего звена) я провожу большую работу над выявлением уникальности их опыта и личных качеств, над самопрезентацией и имиджем в соц-сетях — это тоже составляющие персонального бренда.  Более того, брендом можно управлять, корректировать. Недаром так часто мы слышим о ребрендинге.

Сложно ли создать репутацию? А вот с этим придется потрудится долго и кропотливо. Для положительной репутации у вас уже должен быть готовый и пользующийся спросом продукт. Мало того, почти все потребители этого продукта\услуги должны быть им довольны настолько, чтобы открыто его рекомендовать. Здесь речь идет об устойчивом качестве. Как карьерный стратег, я рекомендую своим клиентам особое внимание обращать на то, какое впечатление они оставляют о себе, только приняв решение об увольнении или уже покидая компанию. Очень часто обиды накапливаются, наружу выходят отрицательные эмоции и образцовый на протяжении нескольких лет и ценный сотрудник приобретает репутацию конфликтного и истеричного человека. Поэтому, при смене места работы необходимо не только произвести приятное впечатление на нового работодателя, но и обеспечить себе блестящие рекомендации, а именно — незапятнанную репутацию.

На основе репутации можно легко построить личный бренд. А вот наличие личного бренда совсем не гарантирует вам хорошую репутацию.

Кстати интересно, для вас количество лайков и подписчиков в соц-сетях — это показатель репутации или что-то иное?

Подмоченная репутация легко разрушит любой бренд и восстанавливать его очень долго и очень сложно. Проще создать новый.

Когда мы говорим о продвижении на рынке, репутация, несомненно, обеспечит его вам, но медленно. Бренд сделает это быстро. Поэтому идеально работать над ними параллельно.

Если вернуться к результатам опроса, могу лишь развести руками и признать крах маркетинга: старая добрая репутация положила бренд на лопатки в соотношении девяносто процентов к десяти. Я думаю, респонденты воспринимают репутацию как что-то более натуральное и честное, чем бренд.

Личный бренд можно создать, репутацию можно только заслужить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.